«Хотим иметь крепкое государство — должны заботиться о том, что смотрят наши дети»: интервью кастинг-директора Аллы Самойленко
Начинала с актерского опыта — в 17-19 лет я сыграла 4 главные роли в кино. С кинематографом я знакома достаточно давно. Поэтому я изменила деятельность и попала в модельный бизнес. Но это были 90-е, сами понимаете, какая там могла быть карьера. Карпенко-Карого. Проработала в модельном агентстве 6 лет и занималась тем, что сейчас называется "скаутинг" и "букерство", параллельно получив образование киноведа в институте им. Сначала я была на распутье, не знала куда податься, чем себя занять. Но случилось так, что меня уволили, как только я стала принимать самостоятельные решения. И мне повезло, через неделю после увольнения я встретила Олеся Санина, который буквально взял меня за руку и привел в кинематограф.
Не могу сказать, что есть определенные правила. Правилам? Ценность этой профессии, по-моему, заключается в том, что чем больше ты знаешь — тем больше твой вес, как профессионала. Есть ощущения. и вдруг происходит какой-то рывок, какое-то открытие горизонта и ты попадаешь в совершенно новый мир, который дает тебе толчок к дальнейшему развитию. А еще, иногда кажется, что ты уже якобы все умеешь, все знаешь... Нет рамок в этой профессии — это и является ее привлекательной чертой.
Ну, скажем так: я люблю искать новые лица в провинции и привлекать их к процессу создания кино, тем самым уравнивая шансы для актеров, живущих в провинции, с теми, кто уже десятилетиями не сходит с экранов ТВ. Имею принципы.
Это серия 12 художественных и документальных короткометражных лент, которую снимали по заказу, тогда еще Госкино. Цикл фильмов "Это любовь ...". Это был мой подготовительный класс, проба пера, так сказать. Лично я приложила руку только к 7- 8 из них. Например, я занимаюсь сериалом "Нюхач", качественным продуктом украинского кинопроизводства, который первым вышел на зарубежные рынки. А вот первой полноценной работой стала лента "Контакт", Андрея Новоселова — ее снимала моя родная компания Пронто Фильм, с которой я работаю с момента создания уже более 15 лет.
Они, кстати, довольно тщательно наполняются. Раньше я, как и все, работала с базами на российских профильных сайтах. Собственных украинских подобных баз мы, к сожалению, не получили за годы независимости. А недавно еще и появилась усовершенствованная система поиска, приспособленная к потребностям профессиональных кастинг-директоров, и пользоваться ею сейчас не так уж и просто из-за политической ситуации. Активно ищу в сети, в Фейсбук, через друзей-друзей, в театрах, в специализированных ВУЗах. У меня есть своя личная библиотека лиц, которая накопилась за многие годы. И в наиболее неожиданный момент любое из лиц может "выстрелить", оказаться лучшим решением для роли. Еще у меня есть такая "профдеформация": стоит только пообщаться с человеком — и память сохраняет образ, сформировавшийся в течение первого общения.
Для меня внешность ничего не значит. Так бывает довольно часто. Пытаюсь представить, кто из известных мне актеров мог бы органично сказать этот текст, или внутренне быть готовым на те поступки, о которых написал сценарист. Я обращаю внимание на то, как персонаж говорит и на его характер. Посмотрев достаточно большое количество актрис, по четким указаниям режиссера и продюсера, мы не нашли ту, которая отвечала бы заданным критериям. Так, например, было с Дашей Полуниной, одной из героинь фильма "Фокстер и Макс". А оказалось, что именно на нее органично ложится тот научный контекст, и лексика, присущая персонажу Алекс, которую воплотила Даша. Тогда вспомнили про Полунину, внешне абсолютно противоположную первичному типажу. Потом еще и оказалось, что Даша увлекается нейронаукой.
Но, к счастью, Даша осталась в профессии и ее карьера сейчас стремительно развивается. Пока она была вне внимания кинематографистов, мечтала бросить актерство и начать изучение этого популярного ныне направления научной деятельности.
Они спокойные, сконцентрированные, взрослые. Тернопольские не имеют искусственного акцента, их внутренний ритм соответствует целям и задачам киношным, если говорить о детях. Меня как раз пригласили на фестиваль "Кинохвилька" в Тернополе и я решила, почему бы не провести там кастинг. Появление этих детей в качестве главных героев в кадре — это фортуна фильма, а еще — немного результат моего авантюризма.
Мы тщательно пересмотрели весь Киев, все театральные школы, всех детей, которые имели малейшее отношение к кино. Ну, это была непростая история. Затем был Тернополь, где я нашла удивительное количество детей, которые хорошо выглядят, отлично обучены и абсолютно уверенно и убедительно могут играть в кино. Кажется, мы пересмотрели около 200 претендентов! Затем они вместе приехали в Киев, и сыграли по одной сценке, но это было как-то невыразительно. По результатам просмотра мы отобрали определенное количество детей, среди которых были Богдан Козий с Виталией Турчин. Они пошли готовиться, полчасика погуляли, пришли и показали такое "вау", что мы просто не могли оторваться и поняли, что это наши герои. А потом мы решили, если уж приехали, то надо дать им еще одну сцену, общую, где они вдвоем.
Чтобы сначала зрители боялись, но не так, как в триллере, когда зло неотвратимо. Здесь главное было найти такого актера, чтобы было и страшно, и смешно. Важна была фактура. Наше зло должно было быть немножко ничтожным в конце. А Томаш Освечински, кроме фактуры, еще имеет приличный опыт съемок, качественный навык игры. Хотя в Украине таких достаточно много, но не нашелся тот самый актер. Томаш с поставленной задачей справился блестяще. Польский рынок хорошо мне знаком, поэтому я с удовольствием решила обратиться к польской базе и все-таки нашла актера.
Состоял он из Матешко, продюсеров Максима Асадчего и Екатерины Копыловой, и меня. У нас был консенсус, но такой, скажем, широкий. Был только спор по поводу подбора одного эпизодника. Но я так, подбрасывала "поленья", а они уже сами окончательно определялись.
Очень привлекательной получилась визуальная составляющая — анимированный пес Фокстер. Это универсальная история, рассказанная на понятном детям языке, о базовых человеческих ценностях. Я надеюсь на зрительский восторг от фильма, независимо от возраста. Невероятные главные герои в исполнении Виталии и Богдана. Каждая страна, которая заботится о своей культуре, пытается развивать кинематограф. Но больше всего хотелось бы, чтобы дети смотрели украинское кино такого популярного в мире жанра и ориентировались на своих героев, тем более, что они у нас по-настоящему крутые. Иначе, без своего высказывания и наполнения, получим чужие ориентиры, которые будут формировать национальную идентичность.