Украинские композиторы, которых нужно знать каждому
Глубина, напевность украинских мотивов, отточенная временем и искусной рукой музыкальных мастеров завораживает современных меломанов. Мелодичность украинской народной песни легла в основу классических музыкальных традиций.
И сегодня мы расскажем вам именно о них. История бережно хранит музыкальное наследие и имена композиторов разных времен, которые внесли весомый вклад в музыкальную сокровищницу мира.
Семен Гулак-Артемовский (1813−1873), сегодня известный многим как автор первой украинской лирико-комической оперы "Запорожец за Дунаем".
Михаил Вербицкий (1815−1870), автор музыки к гимну Украины (1864). Продолжая обзор известных украинских композиторов, невозможно обойти человека, который создал главную для нашего государства мелодию. Невзирая на духовное образование, Михаил Вербицкий обожал игру на гитаре и даже создал первое в Украине пособие "Поученіє Хітари". Он был не только композитором и дирижером с активной гражданской позицией, но и священником украинской греко-католической церкви.
Однако создание духовного гимна Украины принадлежит другому украинскому композитору.
(1842−1912). "Молитва за Украину" — торжественное музыкальное произведение, написанное в 1885 году, известное также под названием "Боже великий, единый, нам Украину храни" создал композитор, основоположник украинской классической музыки, воспитанник Каразинского университета Николай Лысенко. Именно он также создал первую в Украине национальную музыкально-драматическую школу (1904), которая работала в программном режиме высших художественных учебных заведений.
Наверное, одним из самых известных миру украинских композиторов является Николай Дмитриевич Леонтович (1877–1921).
Это отмеченные большим талантом композитора жемчужины народного мелоса "Щедрик", "Козака несуть", "Дударик", "Із-за гори сніжок летить", "Женчичок-бренчичок", "Гаю, гаю, зелен розмаю" и многие другие. Основу музыкального наследия Леонтовича составляют хоровые миниатюры — обработки украинских народных песен, которые и поныне являются непревзойденными и исполняются всеми украинскими хорами Украины и диаспоры. Леонтович был одним из первых среди мастеров украинской музыки, которые по-новому интерпретировали фольклор, используя музыкальные достижения европейской музыкально-хоровой культуры. На основе украинских народных мелодий Леонтович создавал вполне оригинальные и самобытные хоровые композиции, всесторонне художественно переосмыслив их, придав им неповторимое звучание. Леонтович удачно использовал традиции импровизационности в творчестве украинских кобзарей, которые каждую новую строфу текста песни интерпретировали по-новому. Вместе с тем почерк Леонтовича выделяется среди других предельной гибкостью и естественностью движения голосов, ювелирной шлифовкой деталей. Последовательно воплощая в своих обработках идею гармонизации и полифоничности, Леонтович, имея глубокое и разностороннее музыкальное образование, широко использовал лучшие достижения мировой хоровой техники, например, пение с закрытым ртом. Леонтович применял тембровую вариантность народных рапсодий в своих обработках, предоставляя хору возможность раскрыть огромное разнообразие гармонии, контрапункта.
В 1913 году возглавил киевскую консерваторию. Рейнгольд Глиер (1874−1956) длительное время прожил в Киеве. Учитель М. Помня о напевности украинской нации, Рейнгольд Глиер расширяет учебную программу, открывая класс пения, с целью создать в Киеве наилучшую оперную школу. Прокофьева, Рейнгольд Глиер создал мощную композиторскую школу и в Украине. Мясковського и С.
Ревуцкий и Б. Среди его самых известных учеников — Л. Лятошинский.
Он был единственным украинским композитором, чью симфоническую деятельность признали в Союзе композиторов СССР, а его симфония № 3 и до сих пор считается образцом музыкальных произведений памяти Второй мировой войны. Борис Лятошинский (1895−1968) стал основателем модернизма в украинской музыке.
О его активной творческой и научной деятельности можно много рассказывать (заведующий кафедры истории украинской музыки в НМАУ, художественный руководитель "Kyiv Music Fest" и Киевской оперы), а можно просто напомнить, что именно он является автором музыки к кинофильму "Тени забытых предков" и знаменитой "Мелодии" из фильма "Высокий перевал". В 60-ые годы в направлении новой фольклорной волны свою профессиональную деятельность начал другой, очень известный сегодня украинский композитор и музыковед Мирослав Скорик (1938).
Известно, что на создание композиции ушло десять дней. Недавно Мирослав Скорик закончил работу над созданием нового музыкального произведения "Я с тобой", которое он посвятил китайским медикам, борющимся с эпидемией нового коронавируса (COVID-19), и всем людям, которые пострадали от вирусной инфекции. Благодаря деятельности следующего композитора об украинской музыке узнали за рубежом. На новую мелодию были положены слова на украинском, китайском и английском языках.
Студента-третьекурсника Киевского инженерно-строительного института Валентина Сильвестрова без экзаменов перевели в главный музыкальный вуз Украины. В конце 1950-х в Киевской консерватории произошел беспрецедентный случай. С тех пор он не давал поводов усомниться в том, что его истинное призвание — быть архитектором музыки, а не камня.
Причем мировая слава пришла к нему гораздо раньше признания в родных краях. Сегодня Сильвестров — самый известный за рубежом современный украинский композитор. Его наследие включает симфонии, оркестровые произведения, хоровые и камерные кантаты. Пока в СССР с подозрением присматривались к авангардистским экспериментам Сильвестрова, из которых позже сформировался его уникальный личный стиль, он уже в конце 60-х стал лауреатом престижной премии Сергея Кусевицкого (США) и международного конкурса молодых композиторов Gaudeamus (Нидерланды).
"Медитативный" стиль В. Валентин Сильвестров (1937), громко отпраздновав 80-летие, продолжает вдохновлять публику своей целевой музыкой. Муратова, Ф. Сильвестрова отделяет его произведения среди работ других композиторов, а сотрудничество с известными режиссерами (К. Озон) посодействовало созданию неповторимых музыкальных композиций.
Причем многогранным. Среди современных украинских композиторов Алла Загайкевич считается если не звездой, так ярким талантом. Более того, композитора нередко называют "крестной матерью" украинской экспериментальной электроники. Она известна своими произведения как классической инструментальной музыки (и симфонической, и камерной), так и электронной.
Загайкевич — победитель международного конкурса современной классической и электроакустической музыки Musica Nova (2011). При этом творчество украинки давно заметили и за рубежом. Ее произведения исполняют во Франции, Канаде, Австрии, и сама она регулярно участвует в зарубежных фестивалях, среди которых Маrathon of New Music в Чехии, E-musika и Gaida в Литве, Takefu International Music Festival в Японии.
Ее ценят критики и включают в свои репертуары ведущие инструментальные и хоровые коллективы мира. Также произведения другой украинки Виктории Полевой слушают почитатели современной классической музыки в лучших залах — от США и Чили на западе до Кореи и Сингапура на востоке. В 2013-м сочинения одаренной киевлянки впервые были исполнены культовым американским ансамблем Kronos Quartet.
В ранние годы наиболее близкой для нее была эстетика авангарда. Полевая была неоднократно награждена украинскими и международными премиями, она пишет музыку в хоровом, камерно-инструментальном и симфоническом жанрах. Сегодня критики причисляют ее к популярному на Западе стилю сакрального минимализма, когда глубокие духовные темы раскрываются путем повторения простых музыкальных фраз.
Ведь, по ее собственным словам, для композитора важна в первую очередь не новизна как таковая, а простота и правдивость выражения. Такая творческая трансформация была для Полевой вполне естественной.
Музыка для Полевой — "единственное наслаждение, не отягощенное виной и не обремененное пользой". Партитуры композитора печатают авторитетные издательства, ее музыка нарасхват, и при этом она никогда не пишет на заказ.
Идея реализации проекта возникла в процессе переосмысления европейского духовного культурного наследи. Напоследок, особого внимания заслуживает современный музыкальный проект "MARIOLOGIA", в котором приняли участие молодые композиторы Украины.
Antifone" — антифоны Девы Марии, или марийные антифоны. В результате, были созданы новые обработки древних грегорианских гимнов, которые известны под названием "B.V.M.