Невозможное возможно: что нужно знать о кэмпе в России
Сущность кэмпа — это его любовь к неестественному: искусственному и преувеличенному. Это неестественный вид чувствительности, если такие вообще существуют. писала Сьюзен Зонтаг в эссе 'Заметки о кэмпе'.
При этом он куда глубже, чем простое переиначивание мужского и женского и уж точно выверенней китча: эклектичен, но при этом наивно честен. Кэмпом считается особого рода чувственность, повышенная театральность, некая вульгарность и сочетание серьезности с игрой. Китч, являющийся производством чего-то откровенно безвкусного, тоже популяризирует дурные, по мнению общества, представления о моде и стиле, но делает это неосознанно просто для того, чтобы развлечь массы в то время, как кэмп выстраивает целый язык образов.
Затем компоненты объединялись, создавая нечто новое. В 20 веке тех, кому бы мог быть интересен мир квир-культуры и кэмпа в том числе распознавали по ярко-красному галстуку, замшевым туфлям, любви к глиттеру и перьям&.
Хотя на самом деле кэмп не про гендер и предпочтения в партнерах: Кэмп часто связывают с ЛГБТК+-культурой и не мудрено: к нему прибегали вычурные короли вроде Людовика XIV; дрэг-квин что в 90-е, что сейчас: целое шоу РуПола построено на игре со стандартами; и знаменитости, не скрывавшие своей ориентации как, например, Либераче.
Кэмп также некое качество, открываемое в объектах или поведении людей. Кэмп — не только определенный взгляд, способ смотреть на вещи. Существуют кэмповские фильмы, одежда, мебель, популярные песни, романы, люди, здания… подчеркивает Зонтаг.
По словам Сьюзен Зонтаг, утонченная форма сексуальной привлекательности нарушает чью-либо половую принадлежность. Он ассоциировался с ЛГБТК+ по одной простой причине: главный герой кэмпа андрогин. Иными словами, кэмп лежит за традиционными представлениями о мужественности, женственности, сексуальности в целом.
Надо отметить, что даже главные в мире моды считают его действительно необходимым один из редакторов Vogue USA Диана Вриланд утверждала, что дурной вкус необходим как паприка, 'маргинальная специя, без которой многие блюда были бы чересчур пресными'. Кэмп про гротеск, чаще всего осознанный.
По всему миру сложился следующий стереотип о русском человеке: он лихой, любит гротеск, переходящий в китч, остается по-детски честным и наивным даже немного сентиментальным. Забавно, но при всей нетерпимости к квир-культуре на государственном уровне, Россия больше всех предрасположена к кэмпу.
Как и у других явлений, развивавшихся в России, у отечественного кэмпа свой, особый путь: он существует довольно давно хоть о нем и не подозревали. Собственно, таков и кэмп оттого-то этой эстетике нашлось место в стране. Основа русского кэмпа лежит всего в одном выражении: так плохо, что даже хорошо. Это и 'ананасы в шампанском', и образ Ивана Грозного в фильме Эйзенштейна который, по мнению Зонтаг, до умопомрачения соответствует эстетике и манерность Ренаты Литвиновой.
Часто кэмп в России появляется случайно например, Ансамбль песни и пляски ВВ МВД не подозревал о его существовании, однако их кавер на Get Lucky один из примеров явления. Кэмп прочно закрепился на российской сцене и дал жизнь Лободе, Волочковой, Лазареву, Пугачевой и другим представителям комьюнити.
Их выдает слишком серьезное даже для кэмпа отношение к дискуссиям вокруг них. То же касается и знаменитостей возможно, они ведут себя определенным образом или подбирают тот, а не иной имидж не только из-за желания эпатировать.
Однако от других любителей ультрагламура его отличает умение посмеяться над собой качество, которое певец нарабатывал годами. Поэтому королем русской эстетики можно считать Киркорова он собрал в своем образе наряды в стиле восточных падишахов и французских королей перенасыщенные перьями, блестками и золотом. Даже вне сцены Киркоров почти не выходит из образа, а его вычурность и самоирония помогают оставаться популярным у всех слоев населения: подростков, пенсионеров и не только.