Между грехом и целибатом: сексуальные проблемы средневековья
Многие стереотипы и предубеждения в отношении секса у наших средневековых предков уходили корнями в медицинское невежество. В действительности все было немного интереснее. Хотя религиозный аспект действительно влиял на отношение общества к сексу, все было сложнее. Христианские убеждения настолько тесно взаимодействовали со средневековыми медицинскими теориями, что вместе сформировали удивительные идеи о сексе и расширили сексуальные практики задолго до сексуальной революции.
На протяжении веков люди Запада переживали огромное количество сексуальных репрессий, постепенно смиряясь со страхом перед грехом, и все это сочеталось с полным отсутствием знаний о собственных телах. Принято думать, что история секса довольно проста. Тех, кто не соответствовал высоким стандартам, отлучали от церкви, государства и общества, подвергали остракизму и даже публично наказывали. Все же просто? Но в середине ХХ века все изменилось.
Иногда местные власти предпринимали профилактические меры, например, в XV веке в Саусварке были изгнаны женщины с «горькой болезнью». Обеспокоенность по поводу передачи инфекций половым путем порой решалась довольно рационально. Вероятнее всего, так называли гонорею.
В начале XIV века, когда Арно был студентом, он занимался сексом с проституткой, в чем сознался инквизиции несколько лет спустя: Дело французского священнослужителя Арно де Вернуалля хорошо иллюстрирует изощренность средневековой сексуальности.
Я был в ужасе и думал, что поймал проказу. После того, как я совершил этот грех, мое лицо начало раздуваться. Я поклялся, что в будущем больше никогда не буду спать с женщиной.
Многие люди из средневековья обнаруживали у себя необычные симптомы после посещения публичных домов и приписывали их тому, что поддались греху. Рассказ Арно не являлся чем-то необычным.
Был и сильный медицинский контекст. Средневековая тенденция видеть болезнь как сексуальный грех не была основана исключительно на моральных суждениях.
Английский врач Джон Гаддесден предлагал несколько защитных мер, которые мужчина должен был предпринять после полового акта с женщиной, что, по его мнению, была прокаженной. К счастью для Арно и многих других, от этого можно было уберечься. Затем пройти несколько кровопусканий и трехмесячный курс мазей и лекарств. Нужно немедленно очистить член либо собственной мочой, либо уксусом.
Холодность дамского лица означала, что сперма прокаженного остается в матке женщины и там превращается в гнилой пар. Были составлены инструкции: женщина будет целой и невредимой, зато ее следующий любовник получит болезнь. Затем болезнь проявляется на гениталиях, а впоследствии распространяется по всему телу. Когда пенис здорового человека вступает в контакт с этим паром, тепло его тела обеспечивает поглощение болезни через открытые поры.
Здоровье – равновесие жидкостей, болезнь – продукт дисбаланса. Средневековое понимание тела было основано на системе четырех жидкостей: человек состоит из крови, мокроты, черной и желтой желчи. Регулярный половой акт был частью здоровой жизни для мужчин, но и в этом нужно было сохранять умеренность. Хорошее здоровье поддерживалось путем изгнания различных жидкостей из организма, включая сперму. Слишком много секса могло оставить тело истощенным и привести к фатальным последствиям, по мнению врачей тех лет.
Сегодня его симптомы указывали бы на венерическое заболевание, но тогда в этом винили именно блуд герцога. При этом средневековые врачи считали еще одной настоящей медицинской проблемой и слишком большое количество секса, ведь несколько дворян, по их мнению, пострадали именно от этого.В XIV веке Иоанн Гонтский, первый герцог Ланкастерский, якобы умер от гниения гениталий, вызванного частым посещением женщин.
К тому же была разработана специальная диета, которая подразумевала ограничения в горячей еде и вине. Тем, кто хотел практиковать долгосрочное воздержание, рекомендовали частые физические тренировки и бани для того, чтобы вывести пот, а также лечение пиявками, для избавиться от «лишней» крови. Они якобы нагревали гениталии, расположенные близко к желудку, и вызывали сексуальное желание.
Вообще, для большинства крестоносцев это было временным неудобством, пока они не вернутся домой и не воссоединятся с женами. Король Франции Людовик VIII хотел остаться верным своей жене, сражаясь в крестовом походе 20 лет, так что причиной его смерти посчитали именно целибат. А для священников это была пожизненная планида, и частенько епископы действительно умирали, отказываясь разделить ложе с женщиной.
Арно поклялся, что никогда не будет спать с другой женщиной, но он не отказался от секса. Инфекционные болезни, увы, были не единственной проблемой. Вместо этого он стал злоупотреблять маленькими мальчиками.
Согласно медицинской теории тех лет, оба пола производят семена, необходимые для зачатия. Хоть в основном в истории описывались случаи мужского безбрачия, женщины тоже были уязвимы. При отсутствии сексуальной активности семя оставалось в теле и вызывало удушье матки. Подобно сперме, женское семя должно было регулярно выходить во время полового акта. Симптомы: обморок и одышка, иногда приводящие к летальному исходу.
Некоторые врачи, однако, рекомендовали довольно поразительную альтернативу – мастурбацию. Лучший способ избежать смерти – выйти замуж и иметь регулярное, санкционированное церковью общение с супругом.
С другой стороны, порой были допустимы льготы – если у человека не было другого выхода. Средневековая церковь имела довольно туманный взгляд на эту практику: в основном самоудовлетворение считали грехом и накладывали тяжелые покаяния. В некоторых медицинских учебниках были даже такие советы: если у женщины обморок, акушерка должна вставить в ее чрево палец, покрытый маслом линии, и энергично им двигать.
Так что можно сказать, что секс в XX веке, как и сейчас, был и удовольствием, и проблемой. Люди находились в постоянной дилемме: как сохранить баланс, не подвергая себя ни болезни, ни греху?