Книжные сериалы. Пять украинских писателей, способных увлечь нас своими мирами и героями
Нет, яркие, запоминающиеся персонажи, конечно же, имеются. Современной украинской художественной литературе катастрофически не хватает героев. Мы отобрали для вас пять писателей, создавших увлекательные миры и героев, похождения которых вылились в настоящие литературные сериалы. Но вот чтобы этих персонажей "хватило" на целый литературный цикл — таких можно по пальцам пересчитать.
Первая книга мистико-городского цикла "Меч и Крест" вышла 15 лет назад — в 2005-м году. Именно госпоже Лузиной принадлежит самый "долгоиграющий" украинский литературный цикл романов — "Киевские ведьмы"!
Всего сага насчитывает уже больше 10 романов. Крайняя на сегодня — "Бесы с Владимирской горки" — в 2020-м.
Это истории трех киевиц — ведьм, обладающих даром перемещаться из настоящего в прошлое, разговаривать со старинными домами, и оберегающих покой Города от происков темных сил. Пожалуй, этот цикл — один из самых увлекательных из всего, что было написано о Киеве за последние лет 50. Тут убийства маньяка и жертвоприношения с помощью… плотины, революция и первые феминистки, Ахматова и Булгаков, бесы и гении. У Лузиной получилось создать удивительный мир, который словно мозаика состоит из множества ярких кусочков. И все это крепко подогнано и скреплено отличным знанием киевской истории.
Представляю, как автора достала подобная "упростительная сравниловка". Обычно, когда журналисты пишут о книжном цикле Ивченко "Найкращий сищик імперії Іван Підіпригора", то обязательно добавляют что-то вроде "наш Фандорин". И время действия: начало ХХ века. Тем более, общего в этих циклах лишь профессия героев — оба они частные детективы.
Остальные шесть романов были написаны Ивченко уже в гордом одиночестве (крайняя книга "сериала" вышла в 2018-м). Первая книга цикла — "Стовп самодержавства, або 12 справ Івана Карповича Підіпригори" вышла в 2011 году и была написана в соавторстве с Юрием Камаевым.
"Фишка" книг Ивченко — совершенно необузданная фантазия (это комплимент!) автора, щедро приправленная отличным юмором. Главный герой цикла — вышедший в отставку экс-агент охранки Иван Пидипрыгора, переквалифицировавшийся в частного детектива. в порно. Пидипригора решает как чисто криминальные задачи, так и необычные — к примеру, сражается с инопланетными тварями (отличная пародия на "Хищника"), совершает необузданный алкогольный трип на войну (чувствуется аллюзия на "Бравого солдата Швейка" Гашека) и даже снимается... К тому же, в книгах с лихвой хватает серьезных, даже драматических страниц, а сам герой постепенно избавляется от верноподданнического преклонения перед царем-батюшкой. Звучит дико, но Ивченко хватает умения и такта не скатиться в треш. Украинские корни берут свое.
Но по порядку — все же интереснее. Читать книги цикла можно в разнобой. Да и моральная трансформация героя так прослеживается более явно.
Благодаря писателю Богдану Коломийчуку, вы увидите другой Львов — начала ХХ века, мрачный, полный гнили и ветра, срывающего с костей мясо, город нищих, проституток и убийц, для которых пустить человеку кровь, что сигаретку выкурить. Все мы, кто не из Львова, привыкли, что это город романтичной праздности, кофе и архитектуры.
Он не чурается "некрасивых" подходов в выбивании информации с помощью выбивания зубов или поломки пальцев подозреваемому. Но есть у этого города и герой (точнее антигерой) — комиссар Адам Вистович — человек, в силу профессии и времени, жестокий, злой, но умный и цепкий. И если уж он встал на след убийцы, то с этого следа его может сбить лишь пуля, пущенная в его упрямый лобешник. В нем много плохого и откровенно неприятного, но свое дело он знает.
После чего последовали "В’язниця душ", "Небо над Віднем", "Візит доктора Фройда", и, последняя на сегодня книга цикла, — "Готель "Велика Пруссія"" (2019-й год). Впервые Вистович появился перед читателем в 2014-м — в книге "Таємниця Єви".
Но, в отличие от многих дебютантов, этот свой роман он успешно довел до конца. Как и многие дебютанты, Титов сразу замахнулся на роман. Дескать, вы с ума сошли? Правда, при этом у него получился такой увесистый "кирпич", что в издательстве, куда он его приволок, на дерзкого Титова аж руками замахали. Но так как роман оказался хорош, то от него было решено не отказываться, а сделать следующий "финт": разбить "кирпич" на три книги. Кто ж такую толстенную "энциклопедию" в метро читать будет?
Первые две части вышли в 2018-м, а третья — в 2019-м. В итоге читатель получил на выходе целый фантастический цикл: "Три сторони медалі: Аверс / Реверс / Гурт".
Действие развивается энергично, а намешано в "Медали" всего: тамплиеры, современные спальные районы Киева, средневековье, загадочное наследие и странные рукописи, разнокалиберная потусторонняя дрянь и мистика — и все это падает на голову молого киевского скульптора Саши Савченко. Читать книги следует строго по порядку, а иначе рискуете ни черта не понять. Конечно, если очень уж захотеть, то к циклу можно попридираться — есть к чему (все-таки это дебютная книга писателя и в ней без шероховатостей не обошлось). Тут ни то, что на три книги — на все семь хватит событий и фантазии! А хочется просто "проглатывать" страницы и радоваться, что полку украинских фантастов прибыло. Вот только делать этого совершенно не хочется.
Вот и пятый участник нашего ТОПа — Радий Радутный — тоже фантаст. Что ни говори, но как показала мировая практика, самые благоприятные для "литературных сериалов" жанры — это детективы и фантастика.
По сути, перед нами вечная история о старых-добрых "попаданцах". В цикле Радутного "Темная синя вода" три книги: "Джерело" (2016 г.), "Ручай" (2017 г.) и "Потік" (2018 г.). Другие "попаданцы", с которыми ему предстоит познакомиться и вместе выживать в непредсказуемом прошлом — из ХХІІ века. По воле писателя, один из них — Юрий — наш современник, "загремевший" в Киев ХVIII века.
Там, где Юрий все еще пребывает в настоящем. Как по мне — самые слабые страницы книги — начальные. Может, конечно, это вкусовщина, но мне показалось именно так. Автору словно самому скучно в современности, и он пытается оттуда поскорее улизнуть. Но как только герой попадет в прошлое — все вокруг словно вздохнет на полную грудь и действие обретет жизнь.
Пять экранизаций, о которых вы, скорее всего, не знали! Читайте также: Булгаков и кино.